Газовый баланс Крыма


13.04.2014

Присоединившаяся к России Республика Крым почти на 95% зависит от поставок электроэнергии с Украины. Но газовый потенциал черноморского шельфа плюс инвестиции в развитие собственной генерации на базе современных парогазовых установок способны в среднесрочной перспективе обеспечить крымчан электричеством и теплом. Вместе с тем, изменение статуса Крыма не имеет серьезного влияния на развитие проекта «Южный поток», который «Газпром» с европейскими партнерами реализует для преодоления рисков, существующих на Украине - некогда монопольном транзитере газа из России в Европу.

Если говорить простым языком, то в Крыму все хорошо с газом и все плохо с электроэнергией, хотя до недавнего времени и газом полуостров себе не обеспечивал. Как известно, газ на крымском шельфе Черного моря добывает компания «Черноморнефтегаз», которая входила в состав НАК «Нафтогаз Украины», но была национализирована властями республики после референдума о суверенитете в Крыму.

Годовое потребление газа, который идет в основном на нужды населения и промышленных потребителей, составляет 1,8-1,9 млрд кубометров в год (в среднем 5 млн кубометров в сутки). При этом отопительный период  потребление взлетает в среднем до 8,6 млн кубометров в сутки (или 1,3 млрд кубометров с ноября по март). В теплое время года потребляется менее одной трети (в среднем 2,3-2,6 млн кубометров в сутки).

Еще в 2012 году  «Черноморнефтегаз» мог обеспечить лишь две трети потребностей Крыма в газе. Однако схема поставок выглядела следующим образом. Добытый «Черноморнефтегазом» газ в полном объеме сдавался головной компании – «Нафтогазу» по установленной государством цене (в 2013 году 460 гривен или около 58 долларов за тыс кубометров). А уже «Нафтогаз» из своего портфеля занимался снабжением потребителей в Крыму, в том числе покрывая дефицит собственной добычи. Однако уже в 2013 году добыча «Черноморнефтегаза» выросла до 1,7 млрд кубометров, а к концу году составляла 5,5 млн кубометров в сутки (то есть, около 2 млрд кубометров в годом исчислении).

 Добыча газа предприятиями, входившими в «Нафтогаз Украины», млрд кубометров

 

 

 

 

Источник: Минэнергоугля Украины

Таким образом, добыча газа в Крыму уже не только покрывает собственные потребности, но и имеет запас для роста поставок крымчанам. Обеспечение неравномерности потребления (все-таки зимой среднесуточное потребление все еще в 1,5 раза выше добычи) также не является проблемой. В системе «Черноморнефтегаза» имеется Глебовское подземное хранилище, в которое можно закачивать до 1 млрд кубометров активного газа. В последние годы закачивалось 300 млн кубометров. Для того, чтобы нормально пройти отопительный сезон без помощи извне достаточно будет 450-500 млн кубометров. При этом добычные мощности уже сейчас позволяют закачивать к отопительному сезону 600-650 млн кубометров. План увеличения добычи «Черноморнефтегаза» - до 3 млрд кубометров в год в 2015 году.

В сфере снабжения полуострова электроэнергией дела обстоят диаметрально противоположно. Крым потребляет около 5,5-6 млрд кВтч в год и лишь 4-5% покрывает за счет собственного производства на базе возобновляемых источников энергии, которые как известно неспособны обеспечить постоянную нагрузку. То есть, можно говорить о практически 100-процентной зависимости Крыма от поставок электроэнергии с Украины.

Следует отметить, что ответственная за электросетевое хозяйство и поставки электроэнергии потребителям компания ДТЭК Крымэнерго с 2012 года находится под контролем бизнесмена Рината Ахметова, который приобрел 45% акций к уже имевшимся 12% на приватизационном аукционе, заплатив всего 32 млн долларов. 

Как известно, Минэнерго РФ совместно по поручению президента и правительства с другими заинтересованными компаниями анализирует пути энергоснабжения нового российского региона. Форсмажорные меры уже приняты. В Крым перебросили мобильные генерирующие установки, которые обеспечивали гарантии энергоснабжения объектов в Сочи в период Олимпиады. Но для системного решения проблемы нужны либо строить собственную генерацию в Крыму, либо строить инфраструктуру доставки электроэнергии с территории Краснодарского края, либо реализовать комбинированный вариант.

Пока наиболее эффективным и оптимальным представляется опора на формирование собственной газовой тепло-электростанции в Крыму, желательно на севере, чтобы использовать существующую сеть ЛЭП. Для того, чтобы покрыть текущие нужды Республики в электроэнергии нужна построить всего один энергоблок на 800 МВт. Объем необходимого топливного газа – 1,6 млрд кубометров в год. С учетом роста уже запланированного роста добычи Черноморнефтегаза уже через полтора года станция может быть обеспечена газом собственной добычи на 70%.

Далее возможны варианты. Изыскивать возможности увеличения добычи на шельфе. Они есть и на действующих месторождениях и на перспективных структурах, по которым Украина вела переговоры с иностранными инвесторами, и тем, которые были в замороженном состоянии из-за отсутствия соглашения о разделе шельфа Черного и Азовского морей между Москвой и Киевом. Запасной вариант – строительство отвода от газопровода «Южный коридор», по которому планируется подача газа из действующей ЕСГ в газопровод «Южный поток» для поставок в Европу и Турцию. Делать этот вариант базовым не имеет смысла из-за отсутствия реальной потребности Крыма в газе извне. С другой стороны в качестве резервного (аварийного) источника газоснабжения данный проект может иметь место.

События в Крыму породили множество слухов и спекуляций на счет самого «Южного потока». От научной фантастики – вроде намерения проложить газопровод через Крым, до вполне рациональных идей – сэкономить на протяженности маршрута, сдвинув его поближе к водам полуострова.   

Версия о возможной прокладке через полуостров  транзитной трубы не имеет вообще никакого логического обоснования. Обеспечивать Крым газом нет острой необходимости, делать крюк по суше с двумя морскими переходами тоже. Кроме того, партнерами «Газпрома» в проекте выступают европейские компании – Eni, EdF и Wintershall, для которых такая смена маршрута дополнительный риск. Наконец, любые переформатирования и изменения в концепцию – это минимум два года простоя (на дополнительные изыскания, переговоры с участниками и подрядчиками).

Та же проблема и с идее сдвинуть морскую трубу в целях экономии на длине трассы.    Когда разрабатывали трассу, естественно, газопровод решили пустить чуть южнее по турецкому, а не украинскому сектору Черного моря. Это немного – примерно, на 10% - удлинило маршрут, но сняло проблему очевидного отказа Киева предоставить разрешение на строительство. Теперь такой проблемы не существует. Но это опять-таки задержка на два года минимум, а время в данном случае дороже денег.