Наш эксклюзив: первая специальная колонка Алексея Гривача для сайта PRO-GAS.RU


04.04.2013

Между Россией и Украиной произошла очередная пикировка в газовой сфере. Активная информационная кампания Киева по так называемым закупкам газа на спотовых площадках в Европе, вызвала ответную реакцию Москвы. Началось все с публично озвученных главой «Газпрома» Алексеем Миллером подозрений в мошенническом характере реверсной схемы, а завершилось объявлением еще одного газотранспортного проекта – «Ямал-Европа-2» - нацененного на поставки российского газа в Центральную Европу в обход Украины.

 

Проект этот не новый. В свое время «Газпром» отказался от его реализации, предпочтя заняться более масштабными вариантами диверсификации экспортных маршрутов - «Северным потоком» и «Южным потоком». Тем более что отношения с Белоруссией и Польшей, через которые проходит первая нитка трубы «Ямал-Европа», в последние 10 лет были наполнены правовыми, коммерческими и политическими спорами.

 

17 апреля Алексей Миллер приехал в загородную резиденцию Владимира Путина на доклад о развитии экспортных мощностей «Газпрома» в направлении Европы. И президент России официально поручил руководству концерна вернуться к проекту «Ямал-Европа-2» в новом виде.

 

Как известно, первая нитка газопровода была построена в Германию. Вторую теперь планируется пустить через юго-восточные районы Польши в Словакию, а дальше возможно в Венгрию. Путин подчеркнул, что речь идет о повышении надежности газоснабжения этих стран, которые сейчас получают газ через Украину. А Алексей Миллер добавил, что, согласно исследованиям рынка, мощность трубы может составить 15 млрд кубометров, а сроки ее строительства - 2018-2019 годы. Сразу вслед за «Южным потоком», который «Газпром», по словам председателя правления, должен вывести на полную мощность в 63 млрд кубометров на 2 года раньше задекларированного первоначально дедлайна, а именно в декабре 2017 года.

 

«Северный поток» уже сейчас позволил «Газпрому» отказаться от услуг «Нафтогаза Украины» по транзиту газа в Чехию, Германию и Францию. По сравнению с первым кварталом 2012 года транзит через Украину снизился на 5,5 млрд кубометров (минус 22%), хотя экспортные поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье за тот же период увеличились на 2,2 млрд кубометров (+5,6%). Прямые потери «Нафтогаза» от перевода объемов транспорта на Балтику только за этот квартал составили $200 млн.

 

«Южный поток» из Анапы по дну Черного моря в Болгарии и далее транзитом через Сербию, Венгрию и Словению в Италию, инвестиционное решение по которому «Газпром» с партнерами принял прошлой осенью, закроет большую часть потребностей Южной Европы в российском газе. Скорее всего, этот же маршрут будет использован для того, чтобы обеспечить поставки по западному маршруту в Турцию, Грецию и Румынию (в реверсном режиме).

 

«Ямал-Европа-2» довершит дело отказа от украинской газотранспортной системы для транзита газа из России в Европу, поскольку снабжать юго-восток Польши, Словакию и север Венгрии через «потоки» не очень эффективно. «Газпром» имеет долгосрочный контракт до 2028 года включительно со словацкой SPP на поставку до 6,5 млрд кубометров ежегодно (в прошлом году было поставлено 4,2 млрд) А также договор с совместным предприятием Panrusgas договор на поставку в Венгрию до 9,7 млрд кубометров (в прошлом голу - 5,3 млрд кубометров), который действителен до конца 2015 года. Польша большую часть объемов российского газа получает через Белоруссию, но чуть более трети - 3,6 млрд кубометров - в прошлом году было поставлено «Газпромом» через пункт сдачи «Дроздовичи/Германовичи» на украинско-польской границе.

 

Вот эти объемы, переброшенные в газопровод между белорусским Кобриным и словацким Вельки Капушаны (именно этот маршрут наиболее вероятен для второй нитки «Ямал-Европа»), должны стать последним гвоздем в крышку гроба украинского газового транзита. И сроки его запуска, озвученные главой «Газпрома», идеально совпадают с истечением контракта на транспортировку газа через Украину, подписанному на 2009-2019 годы.

 

Сама перемычка между Белоруссией и Словакией будет стоить копейки по сравнению с затратами на «потоки». Расстояние от Кобрина до Вельки Капушаны менее 500 км, а оттуда до венгерско-украинского пункта сдачи Берегдароц/Берегово не более 70-80 км. Труба обойдется в сумму около 1-1,5 млрд евро плюс понадобится некоторая незначительная реконструкция мощностей на территории Белоруссии.

 

Поскольку белорусским газовым хозяйством теперь владеет «Газпром», здесь проблем не возникнет. По сути, дела нужно только договориться с Польшей, что непросто, но вполне возможно. Ведь львиная часть денег будет инвестирована именно на территории этой страны. И получить разрешение от Еврокомиссии. С политической точки зрения последнее – самое сложное. Но, развивая на свои деньги газотранспортную инфраструктуру в Восточной Европе, «Газпром», по сути, решает задачи, которые ставит сама ЕК по развитию трансграничной инфраструктуры. К примеру, европейский план предполагает в перспективе строительство перемычки между польской и словацкой газотранспортными системами.      

 

А в перспективе газопровод из Белоруссии можно расширить, чтобы обеспечить транзитной работой словацкую ГТС, например, поставками газа в Австрию. Этот вариант может быть альтернативой строительству газопровода-отвода от «Южного потока» в сторону австрийского Баумгартена.  

Карта газопровода "Ямал-Европа-2" 

 

 

Но давайте вернемся к теме виртуального реверса. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил в интервью программе «Вести 24», что физически реверсных поставок газа из Европы на Украину нет, а имеет место «некий виртуальный реверс», очень похожий на «какие-то мошеннические схемы». В ответ зампред правления «Нафтогаза» Владимир Макуха подтвердил, что схема действительно бумажная, но юридически безупречная. «Он (газ) выходит из страны и потом заходит обратно. Это абсолютно законная и чистая схема – газ пересекает кордон Украины», - цитирует Макуху «Прайм».

 

В последние дни украинская сторона с гордостью заявляла о новых достижениях в деле газовой независимости от России. Этим официальный Киев занимается довольно давно. Нно после того, как в марте президент Украины Виктор Янукович безрезультатно съездил в Москву на переговоры с российским лидером Владимиром Путиным по газовому консорциуму, «реверс» и прочие истории, связанные с поставками газа на Украину из других источников, переживают пору обострения.

 

То Киев собирается заключить контракт на закупку газа у Азербайджана. То продолжает пиарить построить собственный терминал по приему сжиженного природного газа. То декларирует намерение присоединиться к закупкам газа с терминала СПГ в Хорватии (столь же далекого от реализации, как украинский проект).  

 

Наконец, премьер Николай Азаров едет в Венгрию и с удовольствием объявляет, что начались реверсные поставки газа на Украину из этой страны. Мощность задекларирована на уровне 15 млн кубометров в сутки, то есть более 5 млрд кубометров в год.

 

А «Укртрансгаз» рапортует о том, что с 1 апреля увеличит импорт газа из Польши в 2,5 раза с 2 до 5 млн кубометров ежедневно. В Киеве обещают добиться в ближайшее время «реверса» и с территории Словакии.

 

Но что же происходит на деле? Пока никакой диверсификации нет. За весь первый квартал по контракту между «Нафтогазом» и RWE через Польшу было официально поставлено 120 млн кубометров – в среднем 1,3 млн кубометров в сутки. Более того, если в январе-феврале суточные объемы соответствовали контрактным 1,9 млн кубометров, то в марте, когда ударили аномальные холода и снегопады, большую часть дней поток из Польши на Украину упал в 10 раз. Даже если абстрагироваться от самой схемы поставок, которая ни имеет ничего общего с физическим поступлением газа из Европы на Украину, объемы ничтожны и к тому же прекращаются в самый ответственный момент. Чтобы компенсировать мартовскую недостачу, в начале апреля объемы «поставок» RWE через Польшу были увеличены до 5 кубометров в сутки. Кроме того, потепление в Европе снизило спрос на газ.

 

 

 

Газовый баланс Украины в I квартале 2013 году, млрд кубометров

 

 

 

  январь февраль март I квартал 2013 I квартал 2012
Добыча 1,77 1,59 1,7* 5,1* 5,17
Нафтогаз 1,59 1,45 1,5* 4,54* 4,59
Потребление 7,64 6,3 6,5* 20,5* 22,92
Импорт 2,49 2,25 2,31 7,05 8,55
Нафтогаз 2,49 0,45 0,55 3,48 7,14
от RWE 0,047 0,05 0,026 0,12 0
от «Газпрома» 2,44 0,4 0,52 3,36 7,14
Ostchem 0 1,8 1,76 3,56 1,41
Закупки у «Газпрома» всего 2,44 2,2 2,28 6,92 8,55
Транзит 7,07 6,36 6,5 18,9 24,5

 

*оценка ФНЭБ

 

Источники: «Газпром», Министерство энергетики и угольной промышленности Украины

 

 

 

Но главное в том, что реверсные поставки лишь делают «Нафтогаз Украины» еще большим нарушителем контракта с «Газпромом». Как известно, украинский концерн злостно не исполняет условия договора в части минимальных отборов газа («бери или плати»). В прошлом году «Нафтогаз» закупил чуть менее 25 млрд кубометров, в то время как прописанный в контракте минимум – 41,6 млрд кубометров. «Газпром» в результате выставил партнеру счет на $7 млрд за недобор 16,5 млрд кубометров. «Нафтогаз», естественно, платить отказался. И хотя пока о конкретных действиях «Газпрома» по взысканию неустойки неизвестно, можно быть уверенным, что этот козырь рано или поздно будет использован по назначению.

 

Конечно, главная причина неисполнения обязательств вовсе не в реверсных поставках из Европы. А в том, что «Нафтогаз» целенаправленно уступает внутренний рынок газа структуре предпринимателя Дмитрия Фирташа Ostchem Holding, получившей право импортировать газ и продавать предприятиям напрямую в обход «Нафтогаза». Вместе с Ostchem импорт на Украину в прошлом году составил 33 млрд кубометров. При этом «Нафтогаз» имеет право снизить уровень минимального отбора на 20% - как раз до 33 млрд кубометров – за полгола уведомив «Газпром» об этом. Но «Нафтогаз» и украинское руководство этой опцией не воспользовалось. В Москву были направлены петиции о снижении объемов закупки до 27 млрд кубометров, но «Газпром» счел их несоответствующими контракту.

 

В первом квартале 2013 года ситуация усугубилась. «Нафтогаз» закупил у «Газпрома» менее половины всего импортного газа (3,4 млрд кубометров), в то время как Ostchem – почти 3,6 млрд кубометров. Украинские чиновники этим открыто гордятся – мол, значительно снизили закупки газа у «Газпрома». Хотя на самом деле поставки российского концерна на Украину снизились на 1,5 млрд кубометров, а потребление  уменьшилось на 2,5 млрд кубометров. Зато существенно сузился рынок сбыта государственного «Нафтогаза» в пользу не очень государственного Фирташа. Понятное дело, что структуры предпринимателя, которые к тому же контролируют большую часть украинских облгазов, забирают у концерна самых привлекательных и платежеспособных покупателей – промышленность и бюджетные организации. Зато теплокоммунэнерго со всеми задолженностями висят неподъемным грузом на газовом балансе «Нафтогаза». Финансовое положение компании от снижения закупок не улучшается, а совсем наоборот. К тому же такими темпами недобор «Нафтогаза» в этом году будет еще более существенным, а счет от «Газпрома» - астрономическим.

 

С открытием же виртуальному реверса из Венгрии ситуация тоже интересная. О нем, как известно, объявил премьер Николай Азаров в конце марта. Но через пару дней украинские СМИ написали, что с 1 января закупать газ в Венгрии будет вовсе не «Нафтогаз» по контракту с RWE, а новый украинский олигарх Сергей Курченок, явно не чуждый ближнему кругу семьи Виктора Януковича. Якобы его структуры подписали краткосрочный договор на импорт с венгерским трейдером Optenergy (по 3 млн кубометров в сутки). Если эта схема приживется, это будет означать только одно – «Нафтогаз» потеряет еще часть внутреннего рынка газа.

 

И еще один момент. Несложно заметить, что две страны, которые «Газпром» планирует снабжать через «Ямал-Европа-2», вовлечены в эти «бумажные» поставки «Нафтогазу». А  третью – Словакию – Киев активно обрабатывает вместе с комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером. Это тоже не случайно. Весь этот реверс возможен только благодаря потоку российского газа, который проходит через Украину. Если транзитный поток уйдет на обходные маршруты, поставки из Европы для украинских нужд будут возможны только в виде физического реверса. А это совсем другие затраты. Конечно, может к тому времени Украина вовсе откажется  от потребления газа. Ведь снижение спроса - пока единственный реальный инструмент снижения зависимости от России. Вопрос только в том, идет ли это на пользу экономике и экологии страны.