партнеры:
PRO-GAS » Трубопроводные проекты и транзит газа » Актуальные сюжеты »

OPALный газопровод

05.12.2016  |    

История с газопроводом Ostsee Pipeline Anbindungsleitung (что в переводе означает «Газопровод-отвод от Балтийской трубы»), или коротко OPAL, должна войти в учебники как один из самых вопиющих примеров политически мотивированного регулирования газовой отрасли со стороны Еврокомиссии. На протяжении 5 лет брюссельские чиновники блокировали возможность использования мощностей этого газопровода в полном объеме, хотя изначально перед началом строительства этой трубы все необходимые разрешения и исключения были получены, но уже после того как инвестиции были сделаны (а они составили около 1 млрд евро) примерно 40% транзитных мощностей были заморожены.

Чтобы лучше понять последнее решение Еврокомиссии, обратимся к базовым параметрам проекта. Официальная проектная мощность "Северного потока" - 55 млрд кубометров в год, чтобы транспортировать газ от места выхода на территории Германии до действующих сетей, "Газпром" и его партнер по развитию газотранспортных сетей в Германии с начала 90-х годов компания Wintershall решили построить две трубы - уже упомянутый OPAL и NEL (Северо-Европейский газопровод). Первый должен был доставить газ к границе Чехии, чтобы затем можно было транспортировать газ на юг Германии, куда он до ввода OPAL поступал через Украину. Второй доставить дополнительные объемы к западной границе Германии и обеспечить переток газа в Нидерланды, где ожидалось падение собственной добычи. Хотя с технической точки зрения газопроводы практически близнецы (один 470 км, второй 440 км, оба построены из труб большого диаметра), было решено что мощность OPAL за счет компрессорной станции будет до 36 млрд кубометров в год, NEL - до 20 млрд кубометров.

Следует отметить, что NEL вливался в готовую сеть, а вот для функционирования OPAL на западе Чехии оператором чешской ГТС был построен газопровод Gazelle, соединивший балтийский отвод с одной из самых знаменитых точек сдачи еще советского газа в Западной Германии – Вайдхаус. Мощности NEL как внутреннего газопровода распределяются на аукционах как и любые другие транспортные мощности. Для OPAL и Gazelle у национальных регуляторов были запрошены исключения из норм обычного регулирования, так как оба газопровода являются транзитными и были построены для доставки российского газа, поступающего по "Северному потоку" в Вайдхаус. Маленькая ремарка - часть мощностей OPAL не являются транзитными, используются для поставок газа немецким потребителям в восточных регионах страны.

В итоге транзитные мощности OPAL и Gazelle получили исключение на все 100% (до 32 млрд кубометров в год), однако впоследствии Еврокомиссия под предлогом угрозы монополизма на рынке Чехии запретила "Газпрому" и RWE (крупнейший игрок на чешском рынке) использовать 50% транзитных мощностей OPAL. При этом в точке входа OPAL никакого другого газа, кроме газпромовского, не было и быть не могло. Так что ограничение для RWE было чисто гипотетическим, а вот для "Газпрома" как раз реальным. Его можно было легально обойти только при условии продажи газа на выходе из "Северного потока" третьим лицам по программе Gas Release по ценам, которые укажет Еврокомиссия. Условие было антирыночным и весьма коррупционным, и потому не было принято. В качестве насмешки никаких ограничений для Gazelle введено не было. То есть от "Северного потока" до границы Чехии можно было транспортировать 15 млрд кубометров, а по Gazelle до Вайдхауса вдвое больше.

Естественно, никакой монополизации рынка Чехии "Северный поток" и OPAL не принесли. Более того, именно эта инфраструктура позволила усилить интеграцию рынков Германии и, соответственно, северо-западной Европы со странами Центральной Европы (Чехией, Словакией и даже Австрией). И, конечно же, никаких пользователей газопровода OPAL, для которых ЕК якобы предусмотрительно зарезервировала мощности этой трубы, не появилось. Просто на протяжении 5 лет инвесторы не могли получать возмещение своих вложений в полном объеме.

Еще три года назад акционеры проекта и немецкий регулятор подготовили соглашение, которое позволяло разрешить эту дикую коллизию, за счет проведения недискриминационного аукциона на неиспользуемую мощность. Для этого с нее нужно было снять предоставленное исключение из правил "третьего пакета", а затем выставить на торги. Поскольку других пользователей не существует, их спокойно бы забронировал "Газпром". Соглашение с регулятором было передано в Брюссель, но тут случились события на Украине и возвращение Крыма. И процесс просто захлебнулся в политической конъюнктуре.

И вот наконец сейчас практически то же самое соглашение вновь было передано в ЕК, и накануне зимы, к которой, кстати, Украина готова плохо, как никогда ранее, было одобрено. Но брюссельские чиновники изменили ли бы себе, согласовав все без лишних шпилек. Поэтому в текст соглашения были добавлены дополнительные условия, без всяких предварительных консультаций с немецкими коллегами, оператором газопровода и его акционерами. Судя по официальному заявлению ЕК, они ничего не меняют, но демонстрируют общий подход. В частности, соглашение предполагало, что 10% транзитной мощности все же будет зарезервировано для гипотетических третьих лиц. ЕК хочет оставить за собой право в случае наличия спроса, увеличить этот резерв до 20%, а также возможность потребовать у оператора расширить пропускную способности газопровода, опять-таки в случае наличия спроса. Во-вторых, "Газпрому" и RWE разрешено купить мощность по базовой цене, которая не превышает тарифы на аналогичных газопроводах. В-третьих, оператор газопровода OPAL Gastransport должен был сертифицирован в соответствии с правилами разделения, прописанными в третьем энергопакете (до сих пор это не было сделано, так как вся транзитная мощность была формально исключена из регулирования).

« назад