партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

Нефтегазовое будущее Анголы должно стать приоритетом для нового президента

30.08.2017 |  

В Анголе заканчивается целая эпоха в связи с уходом в отставку одного из самых несменяемых лидеров Африки - президента Жозе Эдуарду душ Сантуш (José Eduardo dos Santos), который пробыл у власти 37 лет. Что будет дальше, важно не только для Анголы, но и для Африки и всего мира в целом, особенно для тех, кто зависит от огромных запасов нефти в Анголе.

Международное стратегическое значение Анголы построено на нефти. В Анголе работают многие международные нефтяные компании, в том числе гиганты Exxon и Chevron. Из-за сланцевого производства нефти и газа в США резко снизился спрос в Америке на нефть из Анголы, а Луанда, столица Анголы, в поиске рынков сбыта все больше полагается на Пекин и других азиатских партнеров. Это крупнейший африканский экспортер в Китай, причем 99% его экспорта в Китай приходится на нефтепродукты.

Однако американские глубоководные нефтедобывающие ноу-хау и американские нефтяные сервисные компании остаются основой ангольской нефтяной промышленности. Один большой исторический парадокс заключался в следующем. Даже во времена «холодной войны», когда правящее Народное движение за освобождение Анголы (MPLA) было союзником СССР и поддерживалось кубинскими солдатами, а, одновременно США поддерживали ангольских повстанцев анти-MPLA, правительство по-прежнему разрешало американским компаниям добывать нефть в Анголе. Она направлялась на международные рынки под защитой, предоставляемой кубинскими войсками. Ангола по-прежнему остается стратегически важной, чтобы Вашингтон пригласил в мае правящего кандидата от MPLA Жоао Лоренсо (João Lourenço) посетить США для официального визита.

Оффшорная нефтяная промышленность составляет 50% ВВП Анголы и дает 75% государственных доходов, но с 2015 года страна столкнулась с серьезными экономическими проблемами из-за значительного падения мировых цен на нефть. Несмотря на правительственную риторику по поводу экономической диверсификации и снижения зависимости от нефти, реальность такова, что нынешние политики в Анголе мало что сделали в этом направлении и продолжают надеяться на нефть.

Поэтому новому президенту Анголы необходимо также сосредоточиться на будущем нефтегазового сектора в стране. Правящая MPLA управляет с момента обретения независимости в 1975 году. Вероятно, она снова выиграет большинство на этих выборах, и Лоренсо будет приведен к присяге в качестве президента Анголы. Помимо необходимости привлечения новых инвестиций в нефтегазовую отрасль, он столкнется с еще одним актуальным вопросом: реформой банковского сектора и выходом из банковского кризиса, связанным с долларом США.

Для реформы банковского сектора важным является, чтобы регуляторы Анголы оказались уполномочены обеспечивать надежный надзор. Правительство установило ограничительные меры для противодействия оттоку капитала и запрещает физическое изъятие долларов у банков, хотя нефтегазовая отрасль несколько защищена от этого. Однако многие компании оказались не защищены и столкнулись в результате с задолженностью. Для примера можно взять ситуацию с международными авиалиниями: IATA сообщила в июне, что Ангола должна 12 авиакомпаниям $477 млн. В результате страна оказалась по данному показателю вторым по величине нарушителем в мире после Венесуэлы. В настоящее время иностранные дипломаты проводят большую часть своего времени в Луанде, лоббируя выплаты неоплаченных счетов-фактур, выданных частным сектором.

Острый кризис ликвидности иностранной валюты касается не только многих банков, не доверяющих своим ангольским коллегам, но также является следствием снижения цен на нефть и общим денежным кризисом. Долгосрочное решение состоит в том, чтобы диверсифицировать экономику и снизить нефтяную зависимость. Однако на данный момент нефтегазовая промышленность является основным источником государственного бюджета, и ее необходимо будет развивать и реформировать.

Назначение дочери уходящего президента Изабель душ Сантуш (Isabel dos Santos), возглавившей эту реструктуризацию в качестве главы национальной нефтяной компании Sonangol в июне 2016 года, привело к некоторому начальному прогрессу и рационализации, но это сейчас застопорилось. Хотелось бы надеяться, что оживление здесь произойдет после выборов, поскольку в последнее время на нефтяных блоках Анголы не было никаких разработок в области green field. В настоящее время в Анголе действуют 8 активных буровых установок, по сравнению с примерно 25 в 2014 году. Без запуска новых проектов добыча нефти в Анголе может остановиться к 2019 году, а затем резко снизиться в среднем на 11% до следующих выборов в 2022 году.

Sonangol уже подготовила новый закон, направленный на привлечение инвестиций, однако он пока не работает, поскольку законодательная база остается неоднозначной. Ожидается изменение фискальных условий в газовой сфере, которые могут помочь вызвать интерес инвесторов. Sonangol должна стимулировать освоение новых месторождений с помощью невысоких затрат – около $55 млн на скважину для проведения глубоководного бурения нефтяных скважин. Между тем, в настоящее время капитальные вложения в разведку нефти и газа идут в другом месте - в Сенегал, Мавританию и Мозамбик.

Многие реформы в Анголе будут медленными. В долгосрочной перспективе Ангола должна ввести надежную политику для снижения зависимости от нефти и диверсификации своей экономики. В краткосрочной перспективе новый президент Анголы не имеет иного выбора, кроме как сосредоточиться на экономической ситуации в стране.

Несколько международных нефтяных компаний и ряд нефтяных сервисных компаний рассматривают стратегии выхода из Анголы, но это не является неизбежным. Успешный переход от эпохи Сантуша к президенту Лоренсо потребует конкурентоспособной нефтегазовой промышленности, которая смогла бы замедлить спад добычи нефти и поощрит рост добычи газа.

AllAfrica.com‎, 25.08.2017

« назад