партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

Глава Shell: наши планы в России достаточно амбициозны

07.06.2017 |  


Гендиректор Shell Бен ван Берден


- Какая стратегия у Shell в России, как много вы собираетесь инвестировать?

- Мы не раскрываем конкретных цифр по нашим инвестициям по странам, очень многое зависит от наших партнеров и от решений правительства России. Но могу вам сказать, что наши планы в России достаточно амбициозны. Это могут быть достаточно большие деньги. Я могу сказать, что проект «Сахалин-2», в котором мы участвуем, с начала реализации перечислил в российский бюджет всех уровней в виде налогов, роялти, дивидендов и других платежей почти $21 млрд.

Наш ведущий стратегический партнер в России — «Газпром», у нас с ним очень прочные и тесные связи. Вместе с «Газпромом» мы планируем расширять наше присутствие на Сахалине, есть прогресс по планированию третьей линии завода СПГ (сжижение природного газа. — РБК) «Сахалин-2». Мы собираемся работать в Балтийском регионе. Во время Петербургского международного экономического форума мы с главой «Газпрома» Алексеем Миллером подписали основные условия соглашения о совместном предприятии, которое будет работать по проектированию, привлечению финансирования, строительству и эксплуатации завода по производству СПГ в Ленинградской области, — Балтийском СПГ. Мы также подписали рамочное соглашение о совместных технико-экономических исследованиях по Балтийскому СПГ. В ближайшее время приступим к разработке предпроектной документации по проекту.

Мы расширяем наше сотрудничество в области нефтяных проектов с «Газпром нефтью» в Западной Сибири. Во время форума мы также подписали соглашение по оценке нашим совместным предприятием «Ханты-Мансийский нефтегазовый союз» ряда несланцевых нефтяных месторождений в Западной Сибири, в том числе ачимовских отложений в ЯНАО. При этом из-за санкций мы вынуждены были прекратить наш совместный проект с «Газпром нефтью» по разработке сланцевой нефти, но остальные наши проекты не подпадают под санкции.

- Россия — важный партнер для Shell в газовой сфере, у вас есть какие-то планы по диверсификации бизнеса в России?

- В России огромные ресурсы газа, и они находятся рядом с основными рынками сбыта газа, в этом смысле у вас очень сильные позиции. Но мы всегда смотрим на все возможности в стране и готовы рассмотреть диверсификацию бизнеса. Нефтепереработка в России нас интересует в меньшей степени, а вот безусловно интересное и приоритетное направление, в котором мы уже успешно развиваемся в России, — это маркетинг смазочных материалов и топлива. Что касается нефтехимии, то правило здесь такое: этот бизнес должен иметь явные и видимые преимущества по сравнению с проектами, связанными с сырой нефтью. Если мы увидим такие возможности, мы не будем долго колебаться.

- По последнему соглашению по проекту газопровода в Европу «Северный поток — 2», который «Газпром» планирует построить вместе с западными партнерами, в том числе с Shell, каждый акционер должен будет привлечь на строительство €950 млн. Насколько это комфортно для Shell, учитывая ваш большой долг и разгар реорганизации бизнеса?

- Комфортно. По этому проекту наши переговоры с «Газпромом» продолжаются уже не первый год. Привлечь финансирование не будучи акционером проекта для нас совершенно нормально. Максимальный кредит, который мы предоставим Nord Stream — 2 (проектная компания для строительства и последующей эксплуатации газопровода «Северный поток-2») — €950 млн, — вполне посильная для нас сумма, и мы только что завершили подписание всех необходимых документов. Первый транш кредита будет предоставлен в ближайшие недели.

- Насколько вас устраивают нынешние цены на нефть? Каков ваш прогноз по ценам?

- Нефтяные цены почти невозможно предсказать… На этот год у нас очень консервативные взгляды: мы ориентируемся на цены около $50 за баррель и ниже, при такой стоимости нефти наш бизнес будет прибыльным. Я думаю, что нефтяные цены могут вырасти, если посмотреть на фундаментальные факторы. Но когда именно это произойдет и насколько они вырастут — очень сложный вопрос, сейчас ответить на него невозможно. Многое будет зависеть от действий ОПЕК и поведения рынка. Поэтому пока мы работаем в рамках имеющейся стратегии и даже $40 за баррель не будут для нас проблемой, ну а если цены вырастут, будем рады.

РБК, 07.06.2017

« назад