партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

Почему будущее - это природный газ, а не уголь

18.03.2017 |  

«Король уголь умер, да здравствует король» - в данном случае да здравствует природный газ. Президент Дональд Трамп пообещал обратить вспять процесс сокращения угля в качестве топлива. Но тенденция к газу подрывает угольное бахвальство.

Недавно президент отменил постановление, принятое администрацией Обамы, которое предотвратило сброс обломков угля в близлежащие ручьи. От этого решения выиграли в таких угольных регионах как Западная Вирджиния, где во время своей предвыборной кампании в прошлом году Трамп осудил то, что он назвал «войной с углем», и обвинил в качестве виновника происходящего правила по охране окружающей среды. Действительно, применение угля в США составляло 126 000 в 1940 году, а сейчас - лишь 53 000 и снижается.

Использование угля во всем мире для производства электроэнергии за последнюю четверть века ускорилось, так как менее развитые страны расширяли свою экономику. Однако эта тенденция за последнее время выровнялась. К примеру, с 2008 года в США сжигание угля сократилось на 25%. В соответствии с достигнутым в прошлом году соглашением о климате в 134 странах мира Европа также намерена сосредоточиться на движении в сторону освобождению от угля. «Они просто не хотят угля в Европе, - сказал глава компании CUI Global Уильям Клаф (William Clough).

Более чистый и более дешевый природный газ, особенно продвигаемый благодаря сланцевому буму в США, вышел на первый план. Как уголь, так и газ оба выделяют углекислый газ, вызывающий глобальное потепление. Однако газ выделяет его в два раза меньше угля. Кроме того, в прошлом году газ, используемый на коммунальных предприятиях, стоил всего $16 за мегаватт-час (миллион ватт, производимых непрерывно в течение часа) по сравнению с приблизительно $22 за уголь. Добыча и транспортировка угля также обходится дороже.

«Уголь не вернется не по причине регулирования, а из-за рыночных сил», - считает Джеймс Ван Ностранд (James Van Nostrand), директор Центра энергетики и устойчивого развития Юридического колледжа Университета Западной Вирджинии. - «Природный газ дешевле и он доступней».

В самом деле, из-за теплого февраля на данный момент существует избыток газа на большей части территории США. Это помогло снизить цены. Конечно, Трамп намерен встать на защиту всех видов ископаемого топлива, будь то уголь, нефть или газ. Но защита угольной промышленности имела самый эмоциональный резонанс в процессе для голосования.

Предпочтение коммунальных предприятий

По данным Управления энергетической информации США (EIA), в прошлом году в Америке главным источником для выработки электроэнергии стал газ - 33% против 32%. Между тем, еще в 1986 году уголь занимал долю в 58% по сравнению с 10% за газ. Чтобы соответствовать федеральным нормам по выбросам, коммунальное хозяйство в течение многих лет переходит на газ.

Но даже если администрация Трампа попытается снизить стандарты качества воздуха, вероятно, это будет непросто. Как считает Джон Иган (John Egan), ветеран экологической экспертизы, который сейчас работает в консалтинговой компании ALL4, «пройдя в этом бизнесе через восемь президентов, я продолжаю удивляться тому, сколько же в нашем правительстве сдержек и противовесов». По его словам, изменить существующий закон будет крайне сложно.

Более того, коммунальные предприятия рвутся вперед с планами по открытию большего числа газовых электростанций и закрытия или преобразования угольных объектов. EIA сообщает, что отрасль расширит газовую мощность на 8% в течение следующих двух лет. А сами энергокомпании говорят, что они предпочитают газ, потому что он дешевле и, возможно, с точки зрения интересов общественных отношений, это лучше для сферы здравоохранения.

Например, крупнейшая в США государственная энергетическая компания Tennessee Valley Authority активно продвигает амбициозную программу по замене угля газом. В 2007 году в компании на газ приходилось 10%. К 2020 году эта цифра вырастет до 23%. Для сравнения, уголь составлял 57% в 2007 году, но планируется сократить его применение до 22% к 2020 году. (Остальная часть - в основном гидроэлектроэнергия и ядерная энергия).

Наилучшие технологии

В результате резкого увеличения добычи газа и нефти США теперь соревнуются с Саудовской Аравией за звание крупнейшего в мире производителя энергии. И хотя фрекинг (более короткий термин для обозначения гидравлического разрыва) существует уже давно, за последние годы он был усовершенствован. Кроме того, процесс добычи значительно облегчила относительно новая процедура, называемая «горизонтальное бурение», которая позволяет производителям легче разрабатывать труднодоступные месторождения. Этот метод сделал США энергетически независимой страной, что было невозможно себе представить в 1970-х и 1980-х годах. «Северная Америка стала первопроходцем в сфере фрекинга, - говорит Энди Капырин (Andy Kapyrin), директор по исследованиям в финансовой консалтинговой компании Regent Atlantic. - У нас есть много газа». Капырин видит возможное расширение использования сжиженного природного газа в национальном парке грузовых автомобилей, где пока газ имеет небольшое присутствие. Однако проблема здесь кроется в отсутствии АЗС. Низкие цены на природный газ сделают более выгодным переход грузовых автомобилей из бензина и дизельного топлива к природному газу, сказал он.

Для газа постоянно появляются новые возможности. Снова обратимся к компании CUI Global, которая занимается изготовлением электронных компонентов. В свое время генеральный директор Клаф взял на себя ответственность, направив компанию в сторону газа и купив британскую фирму, которая изобрела новый метод измерения чистоты трубопроводного газа. Если ранее этот метод принимал лишь периодические образцы, то теперь CUI может делать это непрерывно, чтобы получить более точную картину.

С другой стороны, в добыче угля пока не придумывали какие-либо принципиально новые подходы на протяжении десятилетий. После Второй мировой войны горнодобывающие компании начали использовать расточные станки для добычи угля из глубоких пластов. Это, несомненно, помогло сократить рабочую силу горнодобывающей промышленности, которая ранее использовала кирки и лопаты для добычи угля.

Законопроект, находящийся на рассмотрении Конгресса, увеличит федеральный налоговый кредит на оборудование, предназначенного для улавливания выбросов углерода от сжигания угля до того, как они уйдут в атмосферу. Однако эта мера не имеет недостатка в скептиках. «В течение 40 лет я слышал, что эпоха чистого угля вот вот начнется - просто дайте нам еще субсидий», - заявил директор группы по защите окружающей среды Safe Climate Campaign Дэн Беккер (Dan Becker).

Конечно, оба топлива имеют экологические риски. Фрекинг связан с загрязнением местной воды, не говоря уже о небольших землетрясениях. А бурение нефти и газа, что часто происходит вместе, иногда приводит к утечке метана, который также является вредным парниковым газом. Кроме того, на многочисленных нефтяных скважинах, на которых не происходит отбор газа (который зачастую менее выгоден) для продажи, он просто сжигается.

Расширение возможностей экспорта

Имея в наличии такое количество газа, США намерены активно строить терминалы для его экспорта. Европа, которая с подозрением относится к получению большого количества газа из зачастую недружественной России и особенно заинтересована в североамериканском сжиженном природном газе.

Сейчас в США функционирует только один терминал, принадлежащий Cheniere Energy. Но еще пять находится в стадии строительства и расположены вдоль побережья Мексиканского залива и в Мексике. Ожидается, что они будут подключены к сети в течение следующих четырех лет.

По оценке Moody's Investors Service, к 2020 году США станут третьим по величине экспортером СПГ в мире. В 2016 году тремя крупнейшими экспортерами СПГ были Катар (32% рынка), Австралия (29%) и Малайзия (10%). США в этом списке из 17 экспортеров заняли последнюю строчку с долей в 0,1%.

На протяжении десятилетий в США процветал экспортный бизнес угля, в особенности в развивающиеся страны. Однако в последние несколько лет он упал на фоне снижения спроса на уголь в мире.

«Не верьте, что уголь возвращается - рынок не хочет этого», - заключил Уинзор Эйлсуорт (Winsor Aylesworth), который управляет газовым портфелем для Hennessy Funds. - «Рынок хочет природного газа».

CBS News‎, 15.03.2017

« назад