партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

Природный газ Ирана не принесет экспортных богатств

16.03.2017 |  

Иран находится на пути, чтобы обогнать по объемам добычи Катар - крупнейшего в мире экспортера СПГ. Это может произойти благодаря огромному месторождению природного газа, которое располагается в Персидском заливе на территории двух стран. Но сколько бы иранцы не пугались, они не получат много газа для экспорта, так как они, скорее всего, будут использовать большую часть нового производства для нужд внутреннего рынка.

1. Сколько природного газа экспортирует Иран?

Почти ничего. Согласно данным Статистического обзора мировой энергетики BP, у Ирана есть 18,2% доказанных мировых запасов газа, что выше, нежели у России и Катара. В отличие от своих конкурентов, которые для привлечения иностранных покупателей построили обширные трубопроводы и заводы по производству СПГ, Иран экспортировал 8,4 млрд кубических метров (300 млрд кубических футов) в 2015 году при импорте в 7,5 млрд кубических метров в том же году. До недавнего времени Иран был нетто-импортером, покупая или обменивая газ из Туркменистана и Азербайджана, потому что внутренняя дистрибьюторская сеть не могла обеспечить топливом всю страну. Иран экспортирует меньше газа по трубопроводам, чем Мьянма или Казахстан, которые вместе удерживают менее 1% мировых запасов.

2. Куда идет весь газ Ирана?

По данным исследовательской группы Cedigaz, половина газа них идет на обогрев домов, 21% - на генерацию энергии и 18% - на использования в промышленности, в том числе для производства нефтехимической продукции. Иран, где проживает около 80 млн человек, является четвертым по величине рынком природного газа после США, России и Китая. Поэтому новое производство едва ли поможет удовлетворить спрос. Согласно статистическим данным BP, к 2015 году потребление газа в стране почти удвоилось до 191,2 млрд куб. м по сравнению с 102,7 млрд в 2005 году, а объем производства увеличился за тот же период до 192,5 млрд куб. м с 102,3 млрд.

3. Будет ли Иран экспортировать больше в будущем?

Иран планирует в этом году начать отправку газа по трубопроводу в Багдад в соседнем Ираке, что вывело бы его на 15-е место в списке крупнейших экспортеров. Это на семь позиций выше его нынешнего уровня. Однако Ирак планирует соорудить свой собственный трубопровод для экспорта газа в Кувейт и может не стать для Ирана долгосрочным клиентом. Строительство заводов по производству сжиженного природного газа в Иране из-за международных санкций стопорится уже в течение многих лет. При этом такие объекты уже не являются приоритетом с учетом предстоящего перенасыщения предложения сжиженного газа в мире.

Страна рассматривает строительство трубопроводов в Оман, Пакистане и другие страны, хотя трансграничных связей в этом неспокойном регионе недостаточно. Возможно также строительство плавучих заводов СПГ, хотя бы в качестве временной меры до тех пор, пока не будут построены стационарные установки для сжижения газа. Али Амирани (Ali Amirani), директор по маркетингу Национальной иранской газовой экспортной компании (National Iranian Gas Export Co), признает, что страна продолжит потреблять большую часть своего газа вплоть до 2024 года.

4. Как насчет новых объемов добычи с «Южного Парса»?

К марту 2018 года производство Ирана на гигантском газовом месторождении «Южный Парс» в Персидском заливе превзойдет производство Катара на Северном месторождении. Об этом 7 марта сообщил министр нефти Биджан Намдар Зангане (Bijan Namdar Zanganeh). Дополнительные этапы развития на «Южном Парсе» должны предоставить в будущем больше возможностей для иранского экспорта. Научный сотрудник Wood Mackenzie Ltd Стивен Фуллертон (Stephen Fullerton) считает, что на данный момент мотивация Ирана для производства большего количества газа заключается в том, чтобы повторно закачивать его в подземные хранилища, «особенно на некоторых общих нефтяных месторождениях с Ираком. Другим стимулом является поставка на внутренний рынок». Повторная закачка газа, которая не считается частью рыночного потребления, может увеличить добычу и повысить объемы извлекаемые запасы нефти. «У них есть огромный спрос на это, особенно с появлением новых проектов», - считает Фуллертон.

5. Должен ли Иран выбирать между экспортом или нефти или газа?

В точку. Иран стремится привлечь иностранные инвестиции в энергетическую отрасль в размере $100 млрд. Чтобы увеличить добычу нефти, стране нужен газ - причем намного больше газа, чем сейчас. К примеру, согласно данным Cedigaz, в 2014 году Ирану требовалось 93 млрд кубометров газа для повторной закачки, но на эти цели было выделено лишь 32 млрд. Поэтому газ, используемый для добычи нефти, наряду с внутренним потреблением этого топлива, сокращают объемы, доступные для отправки на экспорт.

6. Волнует ли Катар рост производства на общем месторождении?

Катар с 2005 года ввел мораторий на новое бурение на Северном месторождении, и его международная экспансия свидетельствует о планах по сохранению внутренних резервов как можно на больший период. По словам Фуллертона из Wood Mackenzie, у месторождения «Северное - Южный Парс» достаточно газа для обеих стран. И хотя наука предупреждает о некоторых рисках, которые сопровождают такое совместное использование, факт того, что Катар уже добыл, по меньшей мере, в два раза больше газа, чем Иран, может привести к напряженности, считает Жан-Франсуа Сезнец, ученый из Института Ближнего Востока в Вашингтоне.

При этом главный исполнительный директор Qatar Petroleum Саад Шерида Аль-Кааби (Saad Sherida Al-Kaabi) отрицает, что его компания приостановила бурение для того, чтобы развеять опасения у иранской стороны. Развитие Ираном «Южного Парса» «не имеет ничего общего с тем, что мы делаем с мораторием», - сказал он в феврале. - «Этого никогда не было и никогда не будет».

Bloomberg, 16.03.2017‎

« назад