партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

«Левиафан» стал головной болью для Израиля

06.10.2015 |  

Когда в 2010 году недалеко от берегов Израиля было обнаружено месторождение газа «Левиафан», это казалось переломным моментом в истории страны. Израиль считал, что новые залежи газа преобразуют экономику и наполнят государственный бюджет на много лет вперед.

Сейчас, через пять лет неверных решений и политических дрязг между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и антимонопольным ведомством, стало ясно, что всем этим планам не суждено сбыться. Между тем, Египет сделал недавно значительное открытие газа, что может сделать его более привлекательным для инвестиций. Тем самым это посылает тревожный сигнал для инвесторов «Левиафана». Вместо ожиданий многих миллиардов экспортных долларов и налоговых поступлений от добычи газа в течение ближайших 25 лет аналитики сейчас обеспокоены тем, что Израиль получит лишь несущественный дополнительный доход и вынуждены пересматривать свои прогнозы в худшую сторону.

«Правительство Израиля совершило огромное число ошибок. Оно так увлеклось планами по поводу того, что можно получить в результате разработки этого газа, что забыло сделать хоть что-нибудь, чтобы его добыть», - отметил главный экономист Leumi Bank Джил Буфмен (Gil Bufman).

Напомним, в 2009 году американская Noble Energy и израильская Delek обнаружили морское газовое месторождение «Тамар», запасы которого оцениваются в половину «Левиафана». Этот газ должен был пойти почти полностью для внутреннего потребления.

Уже в следующем году партнеры обнаружили «Левиафан» и перспективы существенно изменились. Если «Тамар» был призван повысить конкурентоспособность страны, то «Левиафан» позволял начать Израилю экспорт газа, зарабатывая стабильный доход для поддержки бюджета. По тогдашним подсчетам израильского министерства финансов, к 2040 году страна могла бы заработать $130 млрд за счет налогов и лицензионных платежей. Бюджет страны оздоровился бы, корпоративный сектор Израиля также извлек бы выгоду. Малые и средние компании, как ожидалось, должны были переключиться с угля на газ, понижая энергетические затраты на 10%, а крупные израильские промышленные фирмы стали бы более эффективными. В целом экономический рост Израиля мог достигнуть 3% в год. А если бы Израиль объединил еще и ресурсы Кипра и Египта, то страна могла превратиться в региональный газовый хаб с оффшорным заводом СПГ, который позволил бы экспортировать топливо на глобальные рынки.

Неподготовленные

Но реальность отличается от планов. Израиль оказался плохо подготовленным к такому историческому открытию. Никто не ожидал, что Noble Energy и Delek найдут в восточном Средиземноморье так много газа. И для регулирования этого сектора не оказалось нужных юридических механизмов.

В результате политики начали делать себе карьеру на этом месторождении. Они всячески меняли правила, чтобы ввести более высокие налоги на будущие прибыли компаний. Правительство также сумело добиться того, чтобы Noble Energy и Delek отказались от более мелких активов в регионе, оставив себе только «Левиафан». Затем они продолжили давление на компании, пользуясь антимонопольным комитетом. В результате Noble Energy и Delek отказались инвестировать в развитие месторождения $6 млрд, пока все условия не будут окончательно согласованы. Более того, компании угрожают подать на израильские власти в международный арбитраж в Швейцарии, что еще больше отпугнет инвесторов к разработкам газа в Средиземном море. В итоге постоянное обострение между Нетаньяху и его сторонниками привело к тому, что проект сейчас практически заморожен.

Египетская находка

На фоне всего этого обнаружение месторождения «Зухр» у берегов Египта стало для Израиля дополнительной катастрофой. По оценкам, данное месторождение содержит около 30 триллионов кубических футов, т.е. на треть больше «Левиафана», входя, таким образом, в 20 крупнейших в мире.

Египетская находка может означать, что Израиль вообще не получит никаких экспортных контрактов, и сосредоточится только на внутреннем рынке. Например, Иордания собиралась покупать газ «Левиафана» в течение 15 лет на общую сумму в $15 млрд, но контракт так и не был подписан. Также было заключено предварительное соглашение с британской BG Group, согласно которому Израиль должен был поставлять газ на СПГ-завод компании в Египте.

Теоретически, если правительство Израиля смогло бы быстро убрать все регулятивные и антимонопольные препятствия, Noble и Delek еще успели бы начать эксплуатацию «Левиафана» до того момента, когда «Зухр» вступит в строй. Но окно возможностей быстро закрывается, а вероятность быстрого устранения всех препон пренебрежимо мала.

Итальянская Eni, которая и обнаружила месторождение «Зухр», предлагает Израилю спасательный круг - объединить газовые ресурсы Египта, Израиля и Кипра, и создать единый центр газоснабжения для Европы. Но для начала Израиль должен разобраться со своим «Левифаном».

Reuters UK, 01.10.2015

« назад