Перемены на рынке сжиженного газа ведут к изменением параметров СПГ-проектов


13.11.2018

Производители сжиженного природного газа продолжают гонку по созданию экспортных терминалов по мере роста спроса, однако критерии финансирования таких мегапроектов изменились, поскольку традиционные отношения с потребителями СПГ начали распадаться.

Окончательное инвестиционное решение Royal Dutch Shell по проекту LNG Canada стоимостью $30 млрд, принятое в октябре, было расценено как прорыв для отрасли СПГ, которая почти три года страдала от низких цен и нехватки инвестиций.

Выступая вотумом доверия к рынку СПГ, решение Shell может вызвать волну одобрения десятков подобных проектов по всему миру, которые были запланированы еще несколько лет назад, но еще не завершены.

Однако FID проекта представляет собой другую структуру финансирования, не привязанную к обязательствам крупных покупателей. Хотя еще недавно предыдущие мегапроекты были именно такими, например недавно введенный в эксплуатацию объект Ichthys в Австралии или завод Sabine Pass в США.

Вместо этого Shell будет покрывать затраты на проект из своего бюджета и займется поиском конечных покупателях позже. Будучи одним из крупнейших корпоративных покупателей СПГ в мире, компания может поглотить новые объемы в свой глобальный портфель.

Спрос на СПГ есть - ожидается, что к 2030 году он почти удвоится и достигнет 550 млн тонн в год. Поэтому необходимым окажется большое количество новых экспортных терминалов, несмотря на поставки топлива с американских терминалов.

Собственники проектов изо всех сил пытаются найти покупателей, однако крупнейшие покупатели в Японии и Южной Корее ищут более гибкие условия, тогда как другие, такие как Индия и Пакистан, менее кредитоспособны.

«Проекты, которым необходима привязка к обязательствам крупных покупателей, действительно пытаются их найти для заключения соглашений ... Но пока я не вижу вала клиентов», - отметил Вивек Чандра (Vivek Chandra), исполнительный директор Texas LNG, который планирует реализовать проект среднего размера. «Я не знаю, чего ждут покупатели, потому что прекрасная возможность согласиться на сделки была вчера», - сказал он, ссылаясь на исторически низкие цены на СПГ за последние годы, прежде чем они начали расти прошлой зимой.

В США планируются поставки объемом 50 млн тонн в год со строящихся проектов. Кроме того, 17 новых американских терминалов, таких как Texas LNG, нуждаются в принятии FID. В то же время мир усеивается другими проектами, начиная с расширения производства в Катаре и заканчивая заводами в России и Мозамбике, а также в Юго-Восточной Азии.

Из всех этих проектов в конечном итоге будет построена лишь небольшая часть в Соединенных Штатах, что касается других проектов - то для них ключевым моментом станет способность операторов принимать СПГ в свой портфель.

«Проекты, которые мы могли бы увидеть сейчас, - это те, которые не полагаются на соглашения о покупке», - считает Франк Конертц (Frank Konertz), СПГ-аналитик из S&P Global.

Независимо от цены, сегодня долгосрочные обязательства являются рискованными, потому что глобальный рынок СПГ претерпевает фундаментальные изменения по мере роста и увеличения ликвидности. Он должен решать такие проблемы, как механизм ценообразования на СПГ, традиционно привязанный к нефти, а также применять новые технологии, которые меняют коммерческие расчеты торговли газом.

«Весь рынок находится в промежуточной фазе, - размышляет СПГ-аналитик Эмма Ричардс (Emma Richards) из Fitch Solutions. «СПГ становится все более похожим на нефть с более точными и ликвидными отметками, но это долгий процесс, и это создает головную боль».

Отчасти из-за этих неопределенностей и из-за того, что рынок набирает ликвидность, средняя продолжительность отложенных сделок сократилась вдвое - с почти 20 лет в 2010 году до восьми лет в настоящее время, при этом объемы контрактов упали с 2,25 млн тонн в год до 0,75 млн тонн в год. Об этом говорится в обзоре «2018 LNG outlook», опубликованным Shell.

Причем около 50% таких контрактов не имеют кредитного рейтинга вообще, хотя в 2010 году 100% из них оценивались по A- или B-рейтингу, показал прогноз Shell. Более короткие и сокращенные, менее кредитоспособные контракты делают финансирование многомиллиардных проектов просто более сложным.

В то же время это позволяет легче завершать проекты с участием крупных игроков, такими как Shell, Total и Exxon, которые обещали принять FID в Мозамбике и Техасе в следующем году.

Для американских проектов «поле боя» становится все более напряженным - Qatar Petroleum, крупнейший в мире экспортер СПГ, пообещал, что принятие FID для проекта Golden Pass, реализуемый совместно с Exxon, должно состояться в ближайшие несколько месяцев.

Потенциальное расширение производства в Катаре, где FID может быть принято уже в следующем году, увеличит мощность до 110 млн тонн в год по сравнению с текущими 77 млн тонн в год.

Кроме того, некоторые неамериканские проекты стали более привлекательными в свете торговой войны Китая и США. В частности, на побережье Мексиканского залива запланированы пять канадских проектов.

«Для многих проектов, которые сейчас требуют одобрения, это гонка со временем», - заключил Конертц из S&P Global.

Reuters, 12.11.2018