Стремительный спрос на газ в Азии открывает окно для новых проектов СПГ


20.02.2018

Высокий спрос на газ в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии поглощает избыток поставок СПГ, который открывает возможности для нового производства от Восточной Африки до Северной Америки.

По данным терминальной системы Eikon, глобальный импорт сжиженного природного газа (СПГ) вырос с 2015 года на 40% до почти 40 млрд кубометров в месяц. Рост ускорился в 2017 году благодаря импорту Китаем, а также Южной Кореей и Японией.

Рынок сжиженного природного газа в Азии был уже насыщен к 2015 году после массового развития, начавшегося в начале 2000-х годов. Но запуск программы газификации в Китае в прошлом году и сильный экономический рост в Азии подтолкнули новый спрос, способствуя - наряду с холодной зимой - удвоению спотовых цен на СПГ с середины 2017 года.

Ожидается, что рынок останется относительно плотным до конца 2018 года в связи с продолжением газовой программы Китая и задержками с несколькими экспортными проектами.

«Плотный рынок будет продолжаться просто потому, что спрос растет, а некоторые ожидаемые проекты откладываются», - считает старший вице-президент энергетического подразделения японской Mitsubishi Corp Джан Нишизава (Jun Nishizawa). В качестве примера он привел задержки с проектом экспортного терминала Cameron LNG в Луизиане, в котором Mitsubishi имеет долю, а также с проектом Freeport LNG в Техасе.

«Я не думаю, что существенный объем СПГ будет произведен этими двумя проектами к концу года», - сказал Нишизава, выступая на отраслевой конференции по СПГ на прошлой неделе в Бали, Индонезия.

В Австралии проект Ichthys, разработанный японской Inpex и французской Total, также испытывает задержки. Так, генеральный директор Total заявлял ранее, что первый экспорт с него может осуществиться лишь во втором квартале.

ШАНС ДЛЯ НОВЫХ ПРОЕКТОВ

Многие проекты были отложены или вытеснены, когда цены на нефть и газ начали падать в середине 2014 года. Теперь же энергетические компании начинают приходить в себя в связи с улучшением ситуации с ценами.

«Весь азиатский рынок СПГ будет расти. Это будет стимулировать производителей больше рисковать, чтобы разрабатывать проекты и попасть в Азию», - отметил исполнительный директор консалтинговой компании Rystad Energy Джаранд Ристад (Jarand Rystad).

К примеру, в Восточной Африке американская Anadarko Petroleum близка к принятию окончательного инвестиционного решения (FiD) и выискивает потенциальных покупателей для газа со своего газового месторождения в Мозамбике. Это месторождение содержит 75 трлн кубических футов (2,1 трлн куб. м) газа, что в четыре раза превышает объемы импорта СПГ в 2017 году.

Кроме того, несколько экспортных проектов в Северной Америке также надеются на FiD в этом году. К ним относится LNG Canada или Kitimat стоимостью $40 млрд и мощностью 6,5 млн тонн СПГ в год, владельцами которого являются Royal Dutch Shell, PetroChina, Korea Gas Corporation и японская Mitsubishi.

В США компания Cheniere Energy планирует расширить производство на своем терминале, а Pembina Pipeline надеется на FiD в рамках проекта Jordan Cove в Орегоне.

Кроме того, крупнейший экспортер СПГ Катар планирует увеличить производство с 77 млн до 100 млн тонн СПГ в год к 2024 году.

Также планируются и другие проекты по расширению, начиная с Западной Африки и заканчивая Папуа-Новой Гвинеей.

Однако одним из рисков для новых проектов являются возникающие ценовые споры между покупателями и продавцами, когда импортеры требуют более дешевых и гибких условий. Так, эксперты энергетического брокера Poten and Partners заявили на этой неделе, что «нехватка обязательств» со стороны покупателей по долгосрочным контрактам затруднит разработчикам финансирование новых мощностей.

НОВЫЙ СПРОС

В течение последних 10 лет Северная Азия удерживает спрос - Япония, Китай и Южная Корея входят в тройку крупнейших импортеров СПГ, при этом на Китай приходится большая часть роста.

В настоящее время новый спрос обеспечивают Южная и Юго-Восточная Азия.

Индия начинает программу развития газа, аналогичную китайской, куда входят планы по строительству 11 импортных терминалов СПГ к существующим четырем ...

Пакистан начал импортировать СПГ в 2015 году и имеет амбициозные планы по расширению. Бангладеш и Мьянма также планируют развивать импортные терминалы.

Таиланд ожидает, что к 2036 году его импорт СПГ увеличится почти в 7 раз-до 35 млн тонн в год, а Индонезия, пятый по величине экспортер СПГ в мире, как ожидается, станет в скором будущем нетто-импортером.

К 2030 году Таиланд и Индонезия вместе смогут импортировать почти 70 млн тонн СПГ в год, предполагает Азам Мохаммад (Azam Mohammad) из консалтинговой компании McKinsey. Это сопоставимо со всем газом, импортированным Китаем в 2017 году.

Reuters, 14.02.2018