СПГ-терминалы следующего поколения будут меньшими по размеру, но более мобильными


07.02.2018

Рынок сжиженного природного газа растет с каждым годом, но терминалы, которые отгружают и получают топливо, сокращаются.

Развивающаяся инфраструктура терминалов следующего поколения разрабатывается для покупателей из развивающихся стран, которые хотят уменьшить объемы и получать их по более коротким и гибким контрактам.

Экспортные терминалы СПГ, где газ сжижается, а затем перевозится на судах, традиционно представляли собой масштабные объекты стоимостью десятки миллиардов долларов. И поэтому, чтобы оправдать инвестиции, они обычно требовали столь же масштабных долгосрочных сделок с поставками, которые длились десятилетие или больше.

С другой стороны, многочисленным проектам терминалов противостоят новые модульные конструкции, работающие по принципу «Лего», что позволяет использовать небольшие и средние установки для сжижения или регазификации, которые при необходимости можно расширить при увеличении спроса.

Первый завод по сжижению нового поколения строится в американском штате Джорджия и, как ожидается, будет запущен в середине года.

Эти объекты с гораздо меньшими единицами сжижения, известными как линии, «более соответствуют рыночным условиям», - считает Джон Багули (John Baguley), главный операционный директор австралийской компании LNG Ltd, которая предложила строить заводы среднего масштаба по производству СПГ в Соединенных Штатах и Канаде.

Новые проекты отражают формирующийся рынок с более разнообразной базой клиентов, которые будут способствовать будущий рост.

В 2008 году срок среднего контракта составлял 18 лет, а объем поставок - более 2 млн тонн в год. К 2016 году срок сократился до менее чем 8 лет, а объем упал до менее 1 млн тонн в год. При этом новые покупатели с развивающихся рынков, таких как Китай, Индия и Пакистан, ищут гибкость из-за рыночной неопределенности.

Эти новые покупатели руководят небольшими коммунальными предприятиями и промышленными объектами, такими как заводы по производству удобрений, отметил президент компании Atlantic, Gulf and Pacific Company Альфред Мужаес (Alfred Moujaes). Его компания строит небольшие, модульные заводы для покупателей СПГ, которым после транспортировки необходимо перевести сжиженное топливо обратно в газовую форму.

Как правило, такие рынки сначала будут небольшими, но надежда состоит в том, что спрос будет расти по мере того, как дополнительные клиенты будут все больше переходить на СПГ, добавил Мужаес. Модульные заводы позволяют терминалам расти вместе с рынком.

Спрос на сжиженный природный газ в последние годы взлетел из-за того, что он является более экологически чистым топливом, чем нефть или уголь, а избыточные поставки привели к резкому снижению его цены.

В 2016 году общее мировое потребление СПГ выросло до 33,1 млрд куб. футов в сутки. Это около 10% от общего объема потребления природного газа. Как прогнозирует Управление энергетической информации США, к 2027 году эта цифра вырастет на 75%.

Соединенные Штаты с их обильными поставками трубопроводного газа и хорошо развитыми энергетическими узлами, такими как побережье Мексиканского залива, становятся доминирующим мировым производителем.

В 2017 году экспортные мощности США выросли с менее чем 2 млн тонн в год до 18 млн тонн в год, а к 2022 году прогнозируется повышение до 77 млн тонн в год, что превратит Соединенные Штаты в мирового экспортера №2 вслед за Австралией.

В 2005 году лишь 15 стран импортировали СПГ. В настоящее время их насчитывается уже 39. Причем, по данным Международного энергетического агентства, еще восемь стран, как ожидается, выйдут на рынок к 2022 году.

КРОШЕЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Строить новые североамериканские проекты по сжижению будут в Азии, а затем отправлять в Соединенные Штаты для сборки. В основе этих новых терминалов лежат модульные линии, каждая из которых сама по себе производит лишь небольшой объем СПГ по сравнению с традиционной линией.

Компания LNG Ltd предложила построить уже четыре линии мощностью 2 млн тонн в год в рамках проекта Magnolia в Луизиане, а Tellurian Inc планирует до 20 линий мощностью 1,38 млн тонн в год на проекте Driftwood, который также располагается в Луизиане. Это сопоставимо с четырьмя линиями мощностью 4,5 млн тонн в год у Cheniere Energy, которые сейчас работают на терминале Sabine Pass мощностью 18 млн тонн в год.

Благодаря строительству модульных линий компании надеются избежать задержек и перерасхода средств, которые преследуют такие мегапроекты как Wheatstone и Gorgon от Chevron Corp в Австралии.

Еще один крупный терминал - проект Campon LNG от Sempra Energy в Луизиане с тремя линиями мощностью 4,5 млн тонн в год, был отложен до 2019 года, хотя первоначально запуск был нацелен на текущий год.

В то время как модульные конструкции обеспечивают большую гибкость, некоторые эксперты сомневаются в том, что в конечном итоге они будут стоить меньше и столь же легко расширяться, отметив, что эта технология пока не доказана.

«Проблема, с которой все борются, действительно ли это сэкономит вам деньги?» - сказал Джейсон Фир (Jason Feer), руководитель отдела бизнес-аналитики Shipbroker Poten and Partners.

Первый такой объект в США предоставит тестовый кейс. Проект Elba Island стоимостью $2 млрд, который будет построен в округе Chatham County компанией Kinder Morgan, будет иметь 10 линий и экспортную мощность всего 2,5 млн тонн в год.

Эта технология так привлекательна, что Cheniere предложила построить целый кластер из семи линий мощностью 1,36 млн тонн в год в рамках проекта, который строится в Корпус-Кристи, штат Техас, в дополнение к другим, гораздо большим объектам по сжижению.

По словам финансового директора Cheniere Майкла Вортли (Michael Wortley), компания по-прежнему считает, что традиционные конструкции больших линий работают хорошо. Но он хотел исследовать технологию меньшего размера, чтобы убедиться, что «мы ничего не пропустили».

Reuters, 05.02.2018