Задержки на Панамском канале стали существенной проблемой для американского СПГ


13.12.2017

В то же самое время, когда на Панамском канале осуществлялись работы по расширению, сланцевые буровики США уже готовили на экспорт свой первый груз сжиженного природного газа. И если раньше крупнотоннажные танкеры для транспортировки СПГ не имели шанса пройти через Панамский канал, построенный столетие назад, то после его расширения они могут легко его пересечь и в таком случае путь на основные рынки Азии занимает 11 суток.

Но спустя 17 месяцев Панамский канал так и не заработал на полную мощность, как изначально планировалось. Через него может проходить только один танкер в день. Газовая промышленность США обвиняет Управление Панамского канала в задержках, а чиновники канала обвиняют промышленность в том, что она не учитывает транзитное расписание.

Кто бы ни был виноват, ясно одно: обе стороны пытаются продавить решение своих проблем. Для экспортеров газа важно установить доверие к этому надежному новому источнику топлива для клиентов в Азии. Для чиновников канала ставки также высоки, а Мексика и другие страны вообще флиртуют с созданием альтернативных маршрутов благодаря буму спроса на газ.

«Канал, конечно, имел некоторые проблемы с получением нового оборудования, которое должно работать бесперебойно», - считает аналитик судоходной ассоциации BIMCO Питер Санд (Peter Sand). «Это заняло больше времени, чем ожидалось и каналом и отраслью».

Только один?

История началась с реализацией проекта расширения канала в июне 2016 года. В этот момент Cheniere Energy Inc. как раз наращивала операции на своем первом экспортном терминале Sabine на границе штатов Луизиана и Техас.

Администрация Панамского канала пообещала дюжину ежедневных слотов для судов всех размеров. Однако до сих пор максимум, который он смог обрабатывать в сутки, это 8 судов. И только к 2019 году предполагается увеличить число проводок до 10.

Что касается компаний СПГ, то они получили только один зарезервированный слот, остальное - это контейнеровозы, которые перевозят товары народного потребления от кроссовок до холодильников. Как считает президент Sempra LNG & Midstream Октавио Симоес (Octavio Simoes), одной позиции явно недостаточно. Более того, ситуация будет полностью неадекватной после введения в эксплуатацию новых экспортных терминалов. Ранее он вызвал шумиху этим заявлением, когда предупредил, что задержки канала могут обернуться для производителей и трейдеров серьезными потерями.

Главный чиновник Панамского канала Хорхе Киджано (Jorge Quijano) уволился, заявив перед уходом, что пока нет никаких планов увеличить резервы для танкеров СПГ. «Мы можем сосредоточиться на предоставлении второго слота, когда у них появится контрактная модель со своими поставщиками и покупателями», - говорил Квижано. С контейнерными судами «если они запросят транзит завтра, они будут там завтра». Но с танкерами СПГ, по его словам, «это также возможно».

В свою очередь, глава бизнес-аналитики судового брокера Poten & Partners Inc. в Хьюстоне Джейсон Фир заявил, что операторы каналов должны научиться быть гибкими, потому что в экспорте из США значительную долю будет занимать спотовая торговля.

Десять лет назад, когда руководство канала утвердило планы по строительству, США как раз разрабатывали импортные терминалы. Но сланцевый бум изменил все, и теперь страна должна стать третьим по величине поставщиком СПГ в мире к 2020 году. Это создает новую модель для промышленности, которая когда-то была организована в основном вокруг долгосрочных контрактов с установленными пунктами назначениями.

Новые терминалы

«Может ли канал адаптироваться? Смогут ли трейдеры? - спрашивает Фир. «Я не говорю, что это будет препятствовать конкурентоспособности СПГ в США. Но могут быть случаи, когда трудно или невозможно совершить сделку, потому что вы не можете получить ее в ближайшее время из-за канала».

Глава Sempra Октавио Симоес, компании, которая также является одним из нескольких разработчиков терминалов и инвестирует десятки миллиардов долларов на новые объекты на побережье Мексиканского залива, сказал, что он, как и другие игроки, работает с каналом, чтобы найти решение проблемной ситуации. «Мое намерение - не расстраиваться и не разрушать, - сказал он, - но «Панамский канал должен быстрее начать работать, чтобы решить проблемы».

Как считают судоходные компании, к этим проблемам относится слишком малое число буксиров, сопровождающих суда через расширенный канал. Руководство заложило в бюджет этого года $87 млн на покупку шести буксиров с возможностью купить еще четыре. Таким образом, общее число флота достигнет 46. Однако, по оценкам экспертов, таких буксиров необходимо 90 для безопасной и эффективной обработки более 10 судов в день.

После окончания расширения Панамского канала у его владельцев осталось еще 2,3 млрд долларов долгов, и они не готовы тратить слишком много средств на закупку новых буксиров, пока не выплатят все кредиты.

Но главный чиновник Панамского канала Хорхе Киджано (Jorge Quijano) сказал, что «возможности расширения будут использоваться гораздо быстрее, чем ожидалось, поскольку неудовлетворенный спрос - это хорошая проблема». В следующем году, по его прогнозам, объемы перевозки СПГ вырастут на 10%, а на долю перевозчиков природного газа будет приходиться 8,6% трафика через новые шлюзы. Более половины всех перевозок занимают контейнерные суда, остальное - круизные суда и частные яхты.

Интересна и нынешняя структура пошлин, взимаемая с контейнерных судов и СПГ-танкеров. Полностью загруженный контейнеровоз типа Neopanamax платит за проход через канал $1,2 млн, в то время как стандартный перевозчик СПГ емкостью 170 тыс кубометров - только $460 тыс. Неудивительно поэтому, что заявкам контейнеровозов на прохождение канала отдается абсолютный приоритет.

Теоретически, СПГ-трейдеры из США могли бы платить больше и тем самым «отвоевать» еще хотя бы 2-3 проводки в день. Но тогда стоимость американского сжиженного газа окажется существенно выше, чем катарского или австралийского, и он потеряет конкурентоспособность.

Hellenic Shipping News Worldwide‎, 10.12.2017