Борьба за цену на СПГ вызывает беспокойство в КанадеОжесточенная борьба назревает между глобальными покупателями и продавцами СПГ. Одновременно с этим азиатские клиенты наращивают давление на поставщиков, чтобы обуздать рост цен. В зависимости от того, как сложится эта битва, она может проделать большую брешь в мечте премьера Британской Колумбии Кристи Кларк по строительству экспортных СПГ-терминалов на западном побережье Британской Колумбии. Трения между покупателями и продавцами СПГ наблюдаются уже на протяжении нескольких месяцев, но о них стало известно лишь в марте, когда генеральный директор Chevron Джон Уотсон признал, что обе стороны находятся в натянутых отношениях. «Сейчас имеет место значительная напряженность между покупателями и продавцами, - сказал Уотсон на встрече с инвесторами в Нью-Йорке. - Наша точка зрения такова, что для азиатского рынка имеет смысл действовать на основе цен, привязанных к нефти. Реальность затрат на СПГ такова, что цена на топливо будет расти. Вы не могли не заметить те низкие ценовые ожидания (со стороны азиатских покупателей), которые были отражены в СМИ. Между тем, наши проекты не могут продвигаться с такими ценами, независимо от того, находятся они в Канаде или Австралии». Опасения Уотсона на тему ценообразования на СПГ нашли свое отражение и в докладе, опубликованном 4 апреля консультантами Ernst & Young. «Предложение на рынке СПГ в большинстве своем идет со стороны тех проектов, которые находятся еще на стадии строительства. Поэтому необходима уверенность в том, что цена на СПГ сможет достичь приемлемого нетбэка (доход за вычетом транспортных расходов и всех налоговых отчислений) в размере около $10-11 за млн. БТЕ, или около $12-13 за млн. БТЕ с учетом транспортных расходов», - заявил глава Ernst & Young по рынку нефти и газа в Канаде Барри Манро. Другой эксперт отрасли предполагает, что экспортерам СПГ Британской Колумбии понадобится долгосрочный контракт по цене как минимум около $15 за млн. БТЕ, чтобы сделать инвестиции экономически оправданными. Пока правительство Кларк и игроки индустрии вступили в перепалку по поводу налогов, экспортеры стараются обезопасить долгосрочные контракты на поставку СПГ. Текущая цена на СПГ в Азии составляет примерно $17 за млн. БТЕ. Это почти в четыре раза превышает текущие цены на природный газ на Нью-Йоркской товарной бирже. Покупатели очень неохотно готовы покупать газ по столь высокой стоимости. Они хотят цены на СПГ, привязанные к базовой цене природного газа в США на Henry Hub. Традиционно контрактные цены на СПГ привязаны к ценам на нефть. При этом West Texas Intermediate, эталонный сорт американской нефти, продается сейчас за $101 за баррель, что подтолкнуло цены на СПГ до критически высокого уровня. «За импортируемый СПГ Японии в 2013 году пришлось заплатить рекордные 7,1 трлн иен ($68,98 млрд), - заявили в компании Eurasia Group, расположенной в Нью-Йорке. - В связи с этим Япония взяла на себя инициативу обеспечить более конкурентоспособные поставки газа в течение следующих двух лет». Южная Корея, второй по величине в мире импортер СПГ, также сосредотачивается на снижении импорта СПГ, добавили в Eurasia Group. «Увеличение закупок СПГ Японией привело к росту цен на газ в Азии. В результате южнокорейская национальная корпорация Kogas стала активно проводить политику заключения долгосрочных контрактов на основе дешевого СПГ. Kogas уже заключила контракт на покупку СПГ с американского терминала Sabine Pass, начиная с 2016 года, и приобрела пакет акций в СПГ-активах Канады, чтобы обеспечить более разумные цены». Аналитик группы Energy Asia Вэн Хун (Weng Hoong), которая занимается вопросами энергетики Азии, полагает, что если азиатские клиенты не согласятся платить за поставки СПГ, то не будет и никаких новых проектов в этой области. «В свете последних событий из 15 СПГ-проектов Британской Колумбии первыми будут введены в эксплуатацию комплекс по производству и экспорту СПГ на базе старого целлюлозного предприятия Woodfibre, а также завод Petronas в Принс-Руперт», - добавил он. |