Спрос на азиатский газ порождает стремление к созданию плавучих СПГ-заводовВысокие издержки заставляют энергетические компании добывать энергоресурсы на месторождениях, которые находятся в океане, далеко от побережья. В попытке сократить расходы все большее число производителей природного газа планируют не строить дорогостоящие наземные промышленные комплексы, а возводить плавучие предприятия по сжижению газа. Эти огромные плавучие газовые заводы создают многомиллиардный рынок для азиатских судостроительных заводов, особенно для таких, как южнокорейские Hyundai Heavy Industries Co, Samsung Heavy Industries Co и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Именно глобальная гонка по обеспечению азиатских стран дешевыми поставками газа раздвигает границы технологий в нефтегазовом секторе и приводит к созданию нового флота FLNGs - плавучих платформ-заводов по сжижению газа. Число газовых месторождений сокращается, а разведка нефти и газа постепенно уходит вглубь океана, что делает более экономичным строительство одного плавучего объекта, который может перемещаться к разным участкам. Кроме того, создание плавучей платформы-завода по сжижению газа позволяют также сэкономить около 30% времени по сравнению с аналогичными проектами на суше, сказал руководитель проектов Lloyd's Register Киран Макинтайр (Ciaran McIntyre). Обычно строительство СПГ-терминала на побережье затягивается из-за бюрократических проволочек, приобретение участка земли, больших затрат на оплату рабочей силы и строгих экологических норм. Концепция плавучего СПГ-завода еще не опробована. Морская транспортировка углеводородов судами существует уже на протяжении многих десятилетий, но новые плавучие заводы будут первыми сжижать газ до минус 160 градусов по Цельсию в открытом море. «Это так же сложно, как приготовление чая на [движущемся] велосипеде, но у нас есть технологии, чтобы сделать это», - сказал инженер крупной корейской верфи. Первым в мире опытом реализации СПГ с плавучего комплекса станет совместный проект американской Excelerate Energy и канадской Pacific Rubiales Energy в Колумбии, поставки с которого ожидаются в 2015 году. Мощность завода, который возводится шанхайской Wison Group, составит 500 тыс. тонн сжиженного газа в год. Тем не менее, самым обсуждаемым проектом на ежегодной конференции Gastech, состоявшейся на прошлой неделе в Сеуле, стал первый в мире плавучий газоперерабатывающий комплекс Prelude, корпус которого был спущен на воду в конце прошлого года по заказу компании Shell. По окончанию полного сооружения комплекс Prelude станет самым большим плавающим сооружением, когда-либо построенным на Земле. Корпус судна имеет длину «Пока вы не увидите самого судна, вы не сможете понять, что это такое», - рассказал директор проекта Ален Пуаншеваль (Alain Poincheval). Он добавил, что судно может находиться в открытом море круглый год, даже при самых суровых погодных условиях, включая ураганы 5-й категории. Согласно планам компании Shell, сооружение судна Prelude FLNG, которое строится на верфях Samsung Heavy Industries в южнокорейской Кодже, должно быть полностью закончено в первой половине 2016 года. Стоимость же проекта оценивается примерно в $11-12 млрд. Несмотря на то что технология таких плавучих СПГ-комплексов еще не проверена, сейчас отмечается их активная разработка. Например, проект Browse в Западной Австралии (Woodside Petroleum), СПГ-проект Abadi на шельфе Индонезии (Shell) и два проекта, реализуемые малазийской Petroliam Nasional Bhd. Всего в мире запланировано 30 плавучих терминалов СПГ, из них 14 в США и 6 в Канаде. По оценкам Кейтлин Эйсбреннер, гендиректора американской газовой компании Next Decade, в следующем десятилетии они будут производить до 120 млн т СПГ. Wall Street Journal, 02.04.2014 |