партнеры:
PRO-GAS » Сжиженный газ » Проект «Ямал СПГ» »

Проект «Ямал СПГ»

 

Общая характеристика

«Ямал СПГ» - это второй в России завод по производству сжиженного газа, предполагающий мощность 16,5 млн. тонн в год. Строительство пройдет в три очереди по 5,5 млн т каждая. Сроки ввода первой линии завода в промышленную эксплуатацию были сдвинуты с 2016 на 2017 год.  К этому моменту должно быть завершено обустройство и необходимый объем бурения для ввода месторождения в эксплуатацию, построен порт и сформирован танкерный флот ледокольного класса. Однако в связи с непростой экономической ситуацией в стране, сложившейся к концу 2014 года, а также внешнеполитических проблем сроки проекта «Ямал-СПГ» снова смещаются. В частности, Total заявила, что больше не рассчитывает на запуск производства в 2017 году.  

По состоянию на февраль 2015 года, строительство объектов «Ямал-СПГ» завершено на 20-25%, размещены заказы на оборудование длительного срока изготовления, включая криогенные теплообменники, газовые турбины, компрессоры линий по сжижению; пробурены 22 эксплуатационные скважины, более 3 100 строителей уже ведут работы на объектах. Подготовлена площадка для строительства завода, начато сооружение свайного основания для резервуаров СПГ, на продвинутой стадии находится строительство морского порта. В декабре 2014 года в аэропорту Cабетта приземлился первый пассажирский самолет. По завершении строительства аэропорт сможет принимать самолеты всех видом, в том числе грузовые самолеты.

В ноябре 2013 года «НОВАТЭК» сообщил о возможности расширения проекта «Ямал СПГ» до 25-30 млн т в год за счет запасов территории полуострова. Ресурсной базой для расширения проекта могут стать запасы Салмановского (Утреннего) и Геофизического месторождений.

В рамках проекта проведены основные тендеры и заключены ключевые контракты:

  • В апреле 2013 г. ОАО «Ямал СПГ» по итогам тендера подписало соглашение с консорциумом Technip (Фрация) и JGC Corp. (Япония) на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию (EPC подряд) комплекса по подготовке и сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения.
  • В сентябре 2013 г. ОАО «Ямал СПГ» заключило контракт с немецкой Siemens на поставку ключевых элементов ТЭЦ, которая будет снабжать «Ямал СПГ» электричеством и теплом. В обязанности Siemens входит изготовление, тестирование, доставка, установка и запуск восьми газовых турбин и другого оборудования.
  • В октябре 2013 г. Yamgaz SNC, совместное предприятие Technip и JGC, выбрало американскую General Electric в качестве поставщика основного турбокомпрессорного оборудования для трех линий завода СПГ.
  • В январе 2014 г. Yamgaz SNC подписало соглашение с французской Vinci на строительство четырех хранилищ для СПГ емкостью 160 тыс. куб. метров каждое.
  • В январе 2014 г. Yamgaz SNC заключило контракт с японской Yokogawa Electric на поставку интегрированных систем управления и безопасности (ICSS) для проекта «Ямал СПГ».
  • В июле 2014 г. Yamgaz SNC заключило контракт с китайской Offshore Oil Engineering Co. (COOEC) на изготовление ключевого оборудования для сжижения газа стоимостью $1,623 млрд.

Можно выделить две основные причины воплощения проекта в жизнь именно на Ямале: 

  1. Наличие огромных ресурсов. Ресурсной базой для завода выступает Южно-Тамбейское месторождение (запасы 1,3 трлн куб. м), а также право пользования недрами еще четырех участков, предоставленных «НОВАТЭКу» решением правительства в августе 2011 г., которые должны увеличить ресурсную базу для завода до 4,5 трлн кубометров газа. Это Геофизическое и Салмановское месторождения (на территории полуострова Гыдан), а также Северо-Обский и Восточно-Тамбейский участки (акватория северной части Обской губы).
  2. Логистика проекта. Уникальное местоположение Ямала дает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки, а также прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь. Total планирует поставлять российский СПГ с полуострова Ямал в Великобританию и в Европу. Сколько именно газа будет продаваться на европейском рынке и каким компаниям, станет понятно в течение следующих нескольких месяцев.


Источник: «Вести.Финанс», 19.09.2014.

Акционеры 

«Ямал СПГ» - крупнейший проект СПГ-производства на Ямале, реализуемый российским независимым газодобытчиком - ОАО «НОВАТЭК». В июне 2009 г. компания приобрела пакет акций в ОАО «Ямал СПГ» (51%), а в сентябре 2011 г. доля «НОВАТЭКа» была увеличена до 100%. В октябре того же года 20% «Ямал СПГ» приобрела Total, которая стала стратегическим партнером «НОВАТЭКа» по проекту. В январе 2014 года в доле акционеров проекта «Ямал-СПГ» появился новичок. «НОВАТЭК» и китайская CNPC закрыли сделку купли-продажи 20% акций проекта «Ямал СПГ». После сделки доли акционеров распределяются следующим образом.


Источник: «Вести.Финанс», 19.09.2014.  

Но «НОВАТЭК» продолжает поиск партнеров, которые могут получить еще 9% «Ямал СПГ». Среди претендентов назывались китайские, японские и индийские компании. Однако санкции США в отношении компании негативно отразились на перспективах этих переговоров. Японские компании и индийский нефтегазовый концерн ONGC отказались от приобретения доли в «Ямал СПГ». Теперь, по некоторым данным, «НОВАТЭК» думает о привлечении чисто финансового инвестора, которым в текущих условиях могли бы стать российско-китайский инвестфонд или «Газпромбанк», уже интересовавшийся долей в проекте. 

В ночь на 21 октября глава компании Total Кристоф де Маржери погиб при крушении самолета в московском аэропорту «Внуково». По решению администрации компании, до 2015 года де-факто руководить компанией будут два человека: исполнительным директором назначен Патрик Пуянне, пост председателя совета директоров Total занял Тьерри Демаре, ранее уже являвшийся генеральным директором и президентом административного совета компании.

Уже в конце ноября новый глава Total Патрик Пуянне подтвердил намерения компании сотрудничать с Россией в проекте «Ямал СПГ». 

Инвестиции

Детали экономики проекта не афишируются. Изначально «НОВАТЭК» оценивал инвестиции в «Ямал СПГ» на уровне $20 млрд, но в декабре 2013 года по проекту было принято окончательное инвестиционное решение и смета возросла до $26,9 млрд.

В мае 2014 г. банковская Корпорация развития Китая, Внешэкономбанк, «Газпромбанк» и «Ямал СПГ» подписали меморандум по вопросу организации финансирования строительства СПГ-завода. Китайская компания выступит общим координатором взаимодействия с китайскими финансовыми институтами и «сделает все возможное» для привлечения финансирования со стороны китайских банков на срок до 15 лет. Китайские банки способны предоставить проекту «Ямал СПГ» около $20 млрд. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день конкретных договоренностей не имеется. 

Пока «Ямал СПГ» не гарантировал себе привлечение достаточного количества средств для инвестиций. Проект должен на 30-40% финансироваться акционерами, а остальная сумма будет привлечена через проектное финансирование. Акционеры - НОВАТЭК, Total и CNPC - к середине 2014 года вложили 45,2 млрд, 31,9 млрд и 42,2 млрд руб. соответственно. Акционеры договорились о диспропорциональном финансировании, и до достижения определенной суммы инвестиций НОВАТЭК в пропорциональном отношении будет вкладывать в разы меньше других участников проекта. В первом полугодии 2014 года было вложено 64,4 млрд руб., из которых 65,5% пришлось на CNPC, тогда как вклад НОВАТЭКа составил только 2%. Уровень, когда финансирование станет пропорциональным, может быть достигнут уже к концу 2015 года.

Пока проект финансируется только за счет акционеров, но этих средств не хватит для покрытия всех затрат, а привлечение проектного финансирования из-за санкций в отношении НОВАТЭКа не завершено. Компания договорилась о получении $2,3 млрд из ФНБ и ведет переговоры о получении около $10 млрд от китайских банков, надеясь завершить их к середине года.

Общий объем инвестиций в «Ямал СПГ» оценивается в триллион рублей (подразумеваются вложения в освоение месторождений, постройка завода, строительство порта Сабетта, флота и выстраивание логистики по всему Северному морскому пути). По официальным заявлениям, правительство намерено принять непосредственное участие в создании новой северной транспортной инфраструктуры. В частности, общий объем финансирования проекта «Ямал СПГ» составляет 97,2 млрд. рублей. Из них 71,2 млрд. рублей выделило правительство страны, а 26 млрд. рублей - из внебюджетных источников. Средства, выделенные правительством, пойдут на строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта и создание судоходного подходного канала в Обской губе для транспортировки СПГ. 

 Объем капвложений в проект до 2018 года составит: 717,2 миллиарда рублей (53,6% от общего объема финансирования) заемных средств, 407,3 миллиарда (32%) - средств участников инвестпроекта; 150 миллиардов (11,8%) - средств ФНБ. 

Благодаря предоставлению налоговых преференций будет обеспечена рентабельность проекта. В частности, для него установлены нулевой НДПИ и экспортная пошлина. Власти ЯНАО в свою очередь обнулили налог на имущество для организаций, осуществляющих на территории округа единый технологический цикл добычи и производства СПГ, и уменьшили им налог на прибыль. Кроме того, в феврале 2015 года премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение, согласно которому в перечень импортной продукции, освобождающейся от НДС, вносится оборудование для завода проекта «Ямал СПГ». 

Технологии

Завод считается уникальным энергетическим проектом по своей сложности, поскольку он будет построен в суровых климатических условиях. Для его реализации необходимы передовые, но проверенные технологии, среди которых можно отметить разработки BASF по очистке природного газа, инновации Total в области сжижения, хранения и транспортировки газа, а также новейшие технологии для обеспечения эффективности и экологичности строительства скважин. К примеру, на «Уралмашзаводе» в январе 2013 года было закончено производство новейшей буровой установки под названием «Арктика», которая будет применяться для работы на Южно-Тамбейском месторождении. Также  американская Air Products & Chemicals осуществит поставку трех криогенных теплообменников, которые будут использоваться в процессах ожижения газа с применением смешанного хладагента предварительного охлаждения. В октябре 2014 г. Yamgaz SNC заключило контракт с филиппинской The Atlantic Gulf & Pacific Company (AG&P) на поставку технологических модулей для «Ямал СПГ». 

Транспортировка

«НОВАТЭКом» принято решение, что трубопроводных поставок газа не будет, а ставка будет сделана на перспективы Северного морского пути. Еще в 2011 году, когда загрузка Севморпути составляла 120 тысяч тонн, по этой транспортной магистрали был проведен первый крупный транзитный танкер «НОВАТЭКа». Сегодня объемы транзита грузов по СМП увеличены уже до 2 млн. тонн, что свидетельствует о повышении интенсивности использования этой трассы. Сейчас отечественный газодобытчик отрабатывает наиболее оптимальные пути движения крупнотоннажных танкеров по СМП, в частности, севернее Новосибирских островов.

В летний период СПГ пойдет по Северному морскому пути в страны Азии. При этом на европейский рынок газ будет поставляться только зимой, так как Северный морской путь полностью покрывается льдом. И его транспортировка в Азию станет невозможной.

  • В рамках проекта «Ямал СПГ» к 2017 году планируется строительство 10 ледоколов для транспортировки сжиженного газа, которые станут самыми крупными судами, построенными специально для арктических условий. Длина кораблей составит 300 метров, мощность – 40-42 МВт, ширина – 50 метров, вместимость – 180 тыс. тонн. Газовозы спроектировало финское проектное бюро Aker Arctic.
  • На балтийском заводе специально для реализации проекта «Ямал СПГ» начали строить уникальный атомный ледокол – самый крупный и мощный в мире. Это первое и головное судно новой серии ледоколов. Всего планируется построить три ледокола этого класса. 
  • Объявлены планы по строительству 16 СПГ-танкеров  класса ARC7 для перевозки СПГ из порта Сабетта на мировые рынки. Их будет строить южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.
  •  В марте 2014 г. в рамках контракта от июля 2013 г. «Совкомфлот» заказал Daewoo строительство первого ледокольного танкера СПГ.
  • В апреле 2014 года стало известно, что «Ямал СПГ» сформировал список вероятных претендентов среди судоходных компаний, которые займутся перевозками СПГ. В список вошли «Совкомфлот», японская Mitsui OSK и канадская Teekay LNG. 

Морской порт Сабетта

Строительство морского порта Сабетта было начато в июле 2012 г. Помимо экспорта сжиженного газа, развитие порта может дать дополнительные возможности для разработки новых месторождений Ямала и Обской губы. Таким образом, Сабетта – это главная инфраструктурная составляющая проекта, а также единственный из крупных объектов, затраты на строительство которого берет на себя федеральное правительство, рассматривающее Сабетту как многоцелевой порт для освоения Ямала и Севморпути (общий объем инвестиций в порт составляет 900 млрд руб.). В федеральном бюджете на строительство порта предусмотрено 47,3 млрд рублей. В июне 2014 года стало известно, что строительство порта Сабетта подорожало на 22 млрд, до 69,6 млрд руб.

На сегодняшний день проектирование порта уже завершено. По состоянию на начало октября 2013 года «Ямал СПГ» получил все экологические и экспертные государственные одобрения проектной документации. Сейчас там идут активные строительные работы и по прогнозам, сроки сдачи объекта не будут нарушены. Немаловажно, что продолжаются работы по углублению дна, приводящие к возникновению экологических рисков. Для восстановления ущерба популяции рыб на территории Ямала запланировано строительство завода по выращиванию молоди осетров и сиговых пород рыбы.

Право на экспорт СПГ

По состоянию на сентябрь 2014 года 98% будущего СПГ уже законтрактовано. Трейдинговые компании «НОВАТЭКа» и Total - Novatek Gas & Power и Total Gas & Power - планируют поставлять СПГ в основном на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Ямал СПГ» договорился о продаже СПГ испанской Gas Natural (2,5 млн тонн в год), CNPC (3 млн), Total (4 млн), Novatek Gas & Power (2,86 млн) и Gazprom Marketing & Trading (3 млн).
В конце мая 2014 года «НОВАТЭК» объявил о последней на данный момент крупной сделке по продаже СПГ с Ямала, в рамках которой 3 млн тонн в год законтрактовал «Газпром».
В сентябре 2014 года стало известно, что «НОВАТЭК» зарезервировал 5% газа проекта «Ямал СПГ» для продажи на свободном рынке вне долгосрочных контрактов. В абсолютных цифрах речь идет о 820 тыс. тонн СПГ в год. С учетом продажи 5% на споте доля законтрактованного СПГ теперь составляет более 98% от проектной мощности завода. Тем самым компания не оставила объемов для потенциального покупателя 9% в проекте. 

Кроме того, «Газпром» с 1 декабря 2013 года лишился экспортной монополии на сжиженный природный газ. Право экспорта получили «Ямал СПГ», а также СПГ-заводы «Роснефти» и самого «Газпрома». Теперь компании смогут самостоятельно и почти без ограничений выбирать, где, кому и почем продавать СПГ. 

В сентябре 2014 года «НОВАТЭК» получил лицензию на экспорт СПГ. 

Санкции

В июле 2014 года «НОВАТЭК», а также ВЭБ и «Газпромбанк» подпали под санкции США. Им запрещено брать кредиты у американских банков на срок свыше 90 дней. С марта санкции США действуют и в отношении Геннадия Тимченко. Его доля в «НОВАТЭКе» - 23,49% (через Volga Group, данные на конец 2012 г.).

На сегодняшний день ситуация такова. Сам «НОВАТЭК»  не собирается менять свои планы, в том числе в отношении проекта «Ямал СПГ». В свою очередь, Total заявляет, что, несмотря на санкции, она не намерена прекращать сотрудничество по реализации «Ямал СПГ», подчеркивая при этом, что учитывая зависимость Европы от российского газа, было бы довольно рискованно замедлять работу над проектом. 

Однако здесь отметим следующую проблему. Тот факт, что «НОВАТЭК» попал в санкционный список, существенно снижает возможности компании привлекать средства на развитие проекта. Так, компания Total четко определила, что будет участвовать в проекте, но ее возможности финансировать свою долю через европейские и американские банки существенно ограничились. В октябре 2014 года стало известно, что акционеры «Ямал СПГ» скорректировали финансовый план проекта из-за санкций, но сам проект реализуется по плану.  

Разработчики «Ямал-СПГ» уже испытывают проблемы с финансированием. Однако «НОВАТЭК» пытается преодолевать свои финансовые сложности с помощью государства. В сентябре 2014 года «НОВАТЭК» подал заявку на получение 100 млрд рублей из ФНБ на «Ямал-СПГ», а уже через 5 месяцев - в феврале 2015 года - на совещании по экономическим вопросам, которое провел президент России, на проект решено выделить средства ФНБ в объеме 150 млрд руб. Данные средства инвестируются в облигации «Ямал СПГ» двумя траншами по 75 миллиардов рублей. 

Тем не менее, по некоторым данным, на заводе уже возникли неудобства с подрядчиками, которые должны были поставить жизненно важные компоненты для завода по сжижению газа. Эти проблемы напрямую связаны с санкциями.